Доклад
муниципального казенного учреждения:
Комитет
по делам образования администрации
муниципального района «Ононский район»
о состоянии и развитии системы образования
за
2011-2012 учебный год.
ПРИОРИТЕТНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Комитетом
по делам образования муниципального
района «Ононский район» определены
приоритетные стратегические направления
развития муниципальной системы
образования:
- совершенствование
качества образования, развитие его
доступности и эффективности, владение
выпускниками образовательных учреждений
ключевыми знаниями, умениями и
компетентность, необходимыми для
продолжения образования, самообразования;
- обеспечение
конкурентоспособности, функциональной
грамотности и социальной ориентации
выпускников учреждений общего образования;
- гражданское
становление молодежи, формирование ее
ценностных ориентаций, мотивация к
здоровому образу жизни;
- дальнейшая
оптимизация сети образовательных
учреждений, создание новых моделей
образовательных учреждений;
- развитие и
обновление материально-технической
базы образовательных учреждений,
информация образовательного пространства
на условиях совершенствования механизмов
финансирования образования, повышения
эффективности использования бюджетных
средств, увеличение объемов, привлеченных
в образование внебюджетных средств;
- обеспечение
развития государственно-общественных
форм управления образования;
- создание условий
для повышения качества образовательных
услуг, предоставляемых учреждениями
дополнительного образования детей;
- обеспечение
комплексной безопасности обучающихся
и воспитанников в образовательных
учреждениях;
- улучшение
положения детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей;
- развитие
воспитательной системы, использование
интерактивных форм работы.
ХАРАКТЕРИСТИКА
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА «ОНОНСКИЙ РАЙОН»
Общая
характеристика:
Для обеспечения
прав граждан на образование, решение
вопросов непрерывного и дифференцированного
обучения и воспитания муниципальной
образовательной сети муниципального
района «Ононский район» функционирует
22 муниципальных бюджетных учреждения:
№
|
Образовательное
учреждение
|
2010-2011у.г.
|
2011-2012у.г.
|
1
|
Общеобразовательная школа
|
13
|
13
|
2
|
Средние школы
|
8
|
6
|
3
|
Основные школы
|
4
|
6
|
4
|
Начальные школы
|
1
|
1
|
5
|
Дошкольные учреждения
|
6
|
6
|
6
|
Учреждения дополнительного
образования
|
2
|
2
|
Реорганизовано
в течение года Перво-Чиндантская средняя
общеобразовательная школа в
Перво-Чиндантскую основную
общеобразовательную школу, Тут –
Халтуйская средняя общеобразовательная
школа в Тут – Халтуйскую основную
общеобразовательную школу. В связи с
вступлением в действие ФЗ от 8 мая 2010
года. № 83-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с совершенствованием
правового положения государственных
(муниципальных) учреждений все
образовательные учреждения муниципального
района «Ононский район» с 1 января 2012
года получили правовой статус бюджетных
учреждений.
Дошкольное
образование
Составной
первоначальной ступенью муниципальной
системы образования является дошкольное
образование. В районе функционируют 6
муниципальных бюджетных детских садов,
в 2011-2012 у. г. их посещает 362 ребенка . 9
школ (Н-Цасучейская, В-Цасучейская,
Кулусутайская, Буйлэсанская, Большевистская,
Т-Халтуйская СОШ, У-Борзинская,
Кубухайская ООШ, Х-Базинская НОШ)
реализуют программы дошкольного
образования. В 6 общеобразовательных
школах организованы группы кратковременного
пребывания детей, с целью подготовки
их к школе (Н-Цасучейская СОШ, В-Цасучейская
СОШ, Кулусутайская СОШ, Буйлэсанская
СОШ, Большевистская СОШ, Т-Халтуйская
СОШ). Охват детей дошкольным образованием
составляет 52 %. В 2010 году велась работа
по открытию семейных дошкольных групп.
Но к сожалению на сегодняшний день нам
не удалось открыть ни одной семейной
группы. Численность детей 5-7 лет,
охваченных услугами дошкольного
образования , составляет 141 человек
(99%). На сегодняшний день 136 детей (94
ребенка по районному центру) стоят в
очереди на получение мест в дошкольные
образовательные учреждения.
Общее
образование
На
территории муниципального района
«Ононский район» функционируют 14
муниципальных общеобразовательных
учреждений.
В
2011-2012 учебном году численность учащихся
составляла 1540 человек. В течение последних
лет наблюдается снижение численности
учащихся в школах. За три года количество
учащихся уменьшилось на 55 человек.
|
Всего учащихся
|
1-4 кл.
|
5-9 кл
|
10-11 кл
|
2009-2010
|
1595
|
663 (41%)
|
762 (47,8 %)
|
170 (10,7%)
|
2010-2011
|
1548
|
676 (43%)
|
730(47%)
|
124 (8%)
|
2011-2012
|
1540
|
673 (43%)
|
748 (48%)
|
119(7%)
|
В
муниципальной образовательной сети
функционирует одна вечерняя (сменная)
общеобразовательная школа.
В течение
последних лет наблюдается снижение
контингента учащихся в вечерней школе
(за три года на 21 человек).
2009-2010
|
2010-2011 учебный год
|
2011-2012 учебный год
|
58 человек
|
44 человек
|
37 человек
|
Необходимой
составляющей современного образования
является овладение учителями и учениками
современными информационными ресурсами.
Во всех общеобразовательных школах
имеются компьютерные классы. За последние
годы значительно улучшилась информационная
оснащенность школ. Получили 2 кабинета
дистанционного обучения. 1 конференц.
Зал .3 кабинета начальных классов. 2
интерактивных доски. Все школы подключены
к сети Интернет в рамках приоритетного
национального проекта «Образование»,
что составляет 100% от общего количества
ОУ. МОУ Нижне-Цасучейская СОШ определена
ресурсным центром по информатизации
образовательного процесса, по
дистанционному обучению.
Уровень
успеваемости за последние три года
Учебный год
|
%
|
2009-2010
|
99,6
|
2010-2011
|
98,9
|
2011-2012
|
99,8 (на конец года с учетом
осенников)
|
За три последних
года по району уровень успеваемости
стабильно держится на уровне 99 %. Немного
снизилась мотивация школьников
на «4» обучается 475 учащихся, на «5»
обучается 43 учащихся , что составляет
34,2 % школьников.
Уровень качества
за последние 3 года
Учебный год
|
%
|
2009-2010
|
32,7
|
2010-2011
|
36,9
|
2011-2012
|
34,2
|
Наиболее
технологически отработанной на
современном этапе процедурой независимой
оценки учебных достижений учащихся
является единый государственный экзамен
(ЕГЭ). В федеральном эксперименте по
введению ЕГЭ муниципальный район
«Ононский район» принимает участие с
2003 года. Результаты участия выпускников
11 классов общеобразовательных учреждений
района за три года представлены в
таблице:
№
|
Показатели
|
2009-2010
|
2010-2011
|
2011-2012
|
1.
|
Результаты
ЕГЭ
рейтинг района
|
28
|
16
|
12
|
2.
|
Золотые медалисты
|
-
|
-
|
-
|
3.
|
Серебряные медали
|
3(1Бол+2РВШ)
|
1(Буйлэсан)
|
1(В-Цасучей)
|
4
|
Аттестат с отличием
|
-
|
-
|
-
|
5
|
Учащиеся,
набравшие при сдаче ЕГЭ
70 балов и выше
|
4
|
9
|
2
|
Дополнительное
образование
В
муниципальной сети образования сохранены
и действуют два учреждения дополнительного
образования: детско-юношеская спортивная
школа, дом детского творчества.
Дополнительные
образовательные программы, реализуемые
в учреждениях дополнительного образования
детей муниципального района, имеют
следующие направленности: научно-
техническое, физкультурно - спортивное,
художественно-эстетическое,
туристско-краеведческое, эколого-биологическое,
военно-патриотическое.
Всего
в учреждениях дополнительного образования
занимаются 1282
ребёнка это составляет 75% от общего
числа учащихся.
Условия
организации образовательного процесса
Питание
детей – один из приоритетов в решении
социальных проблем на государственном
уровне. В соответствии с п.5 ст. 51 Российской
Федерации «Об образовании», во всех
общеобразовательных учреждениях
муниципального района «Ононский район»
созданы необходимые условия для
организации питания обучающихся
воспитанников: в 12 общеобразовательных
учреждениях (92,3%) работают стационарные
столовые, в 1 – в одной буфет.
Организация
питания учащихся общеобразовательных
учреждений с 2000г. Осуществляется на
основании Постановления администрации
Читинской области «Об утверждении
порядка организации бесплатного питания
детей из малоимущих семей, обучающихся
в общеобразовательных учреждениях
Читинской области» (№:37-А/П от14.02.06г.) и
от 20.01.05. за № 11-АП «Об утверждении порядка
предоставления и расходования субвенций,
выделяемых из областного бюджета на
год бюджетам муниципальных образований
на обеспечение государственных гарантий
прав бюджетам муниципальных образований
на обеспечение государственных гарантий
прав граждан на получение общедоступного
и бесплатного общего образования»,
закона Читинской области «Об организации
бесплатного питания детей из малоимущих
семей, обучающихся в общеобразовательных
учреждениях Читинской области» (№ 546
от 17.03.04г.), Постановления главы
администрации Читинской Области» Об
оказании целевой помощи детям из
социально-защищённых семей»(№254 от
31.03.2000г.).
Питание
учащихся осуществлялось за счет средств
областного бюджета и средств родителей.
Стоимость питания составляет 10-25 рублей
в день. На протяжении последних лет
отмечается стойкая тенденция увеличения
процента охвата учащихся школ горячим
питанием .
Питание
детей в ОУ
Учебный год
|
2009-2010
|
2010-2011
|
2011-2012
|
% общего охвата питания
|
99,6%
|
|
100%
|
В том числе бесплатно
|
94,9%
|
94,6%
|
92,8 %
|
Обеспеченность
учебниками
В
соответствии с Федеральным законом «Об
образовании» (ст.28,32) общеобразовательные
учреждения используют учебники,
утвержденные Министерством образования
и науки РФ из федерального перечня
учебников, рекомендованных (допущенных)
к использованию в образовательном
процессе.
Учащиеся
Ононского района обеспечены учебниками
Федерального комплекта на 90 % за счет
фондов школьных библиотек и добровольных
родительских взносов, не хватает
учебников по физической культуре,
мировой художественной культуре, музыке,
изобразительному искусству, трудовому
обучению. Учебники Федерального
компонента приобретены на средства
краевого бюджета. В 2011-2012 учебном году
выделено 1000000 тысяч рублей, из них освоено
950 рублей, не освоено 50 тысяч рублей.
Потребность
в учебниках в районе 7500 экземпляр;
закуплено на средства субвенции 3200
экземпляров.
В
2009-2010 учебном году все общеобразовательные
учреждения района работали по базисному
учебному плану 2004 года. Помимо типовых
общеобразовательных программ используются
адаптированные программы, ориентированные
на повышенный уровень обучения, развития
творческого потенциала, профильного ,
компенсирующего обучения. С грустью
нужно отметить, что 70 % компьютерного
парка в образовательных учреждениях
устарело и нуждается в замене.
Укрепление учебно-материальной
базы ОУ за 3 года
показатель
|
2009-2010
|
2010-2011
|
2011-2012
|
Закуплено учебного (лабораторного
оборудования, картографической
продукции за счет средств субвенции
на сумму)
|
|
16 рабочих мест для учителя
начальных классов..
|
|
Получено учебных кабинетов,
интерактивных досок, компьютерной
техники в рамках софинонсирования.
|
|
|
3 кабинета
начальных классов.
2 кабинета
дистанционного обучения,
1 конференц.
зал,
2 интерактивных
доски.
5 моноблоков.
|
Лицензирование
и государственная аккредитация
образовательных учреждений
Лицензирование
и государственная аккредитация
образовательных учреждений проходят
в соответствии с законом РФ . В комитете
по делам образования разработан график
лицензирования и аккредитации
образовательных учреждений до 2014 года.
Лицензировано
проведено в мае - июле 2010 года в 11
общеобразовательных учреждениях
Ононского района; в мае 2012 года 2 учреждения
прошли процедуру аккредитации. На
сегодняшний день 100% ОУ Ононского района
имеют лицензионное и аккредитационные
свидетельства.
Обеспечение
безопасного пребывания воспитанников
у учащихся в образовательных учреждениях.
Вопрос
обеспечения безопасности образовательных
учреждений находится под постоянным
контролем администрации муниципального
района «Ононский район» и комитета по
делам образования. Охрана 21 образовательных
учреждений осуществляется круглосуточно:
во всех ОУ смонтированы пожарная
сигнализация и оповещение.
Во всех
общеобразовательных учреждениях
обновлены паспорта безопасности. В 3
образовательных учреждениях имеется
кнопка тревожной сигнализации (КТС).
Запланировано поставить видеонаблюдение
в следующих общеобразовательных
учреждениях: Новозоринская СОШ,
Верхне-Цасучейская СОШ, Нижне-Цасучейская
СОШ. Детский сад «Тополек» поставил
электронный замок и видеонаблюдение
по периметру ДОУ.
В
образовательных и дошкольных учреждениях
проводятся тренировочные занятия по
эвакуации учащихся (воспитанников) и
сотрудников.
Организация
подвоза школьников.
Подвоз
осуществляется в 7 средних школ из 9 сел
и чабанских стоянок 6 автобусами
и 2
микроавтобусами находящимися с
оперативном управлении в образовательных
учреждениях.
№
|
показатели
|
2009-2010
|
2010-2011
|
2011-2012
|
1.
|
Всего на
подвозе:
Ежедневно
Еженедельно
|
138
74
64
|
149
62
87
|
134
64
70
|
2.
|
Закуплено автобусов/микроавтобусов
|
|
-
|
-
|
Общие
данные о воспитательной системе.
Муниципальную
сеть воспитательной работы составляют:
-
общеобразовательные учреждения (в т.
ч. 13 дневных школ, 1 вечерняя);
-общеобразовательные
учреждения дополнительного образования
детей (ДДТ, ДЮСШ;
-общеобразовательные
учреждения дополнительного образования
детей ведомства культуры (ДШИ);
-учреждения
культуры;
-
библиотеки.
Кадровое
обеспечение.
В
муниципальных образовательных учреждениях
работают: 9 социальных педагогов, 1
школьных психологов, 1 логопед, 49
руководителей кружков, 129 классных
руководителей, 11 заместителей директора
по воспитательной работе 7 педагогов
организаторов.
Социальный
состав участников воспитательной
системы.
показатели
|
2011-2012
|
В том числе школьники
|
Всего семей в районе
|
1765
|
8
|
В них детей
|
2795
|
|
Семей, стоящих на учете КДН
|
49
|
49
|
В них детей
|
34
|
42
|
Детей из «неблагополучной»
семьи
|
205
|
205
|
Всего детей, стоящих на
внутришкольном учете
|
51
|
51
|
Детей замеченных в употреблении
алкоголя
|
1
|
1
|
Детей, замеченных в употреблении
наркотиков
|
0
|
0
|
Детей, совершивших
административное правонарушения
|
9
|
9
|
Детей, совершивших преступления
|
3
|
3
|
Необучающихся детей в районе
|
19
|
19
|
В Ононском
районе создана программа летнего
отдыха, занятости детей и успешно
развивается, благодаря поддержке и
энтузиазму учителей, педагогов
дополнительного образования. География
мест отдыха и оздоровления наших детей
довольно обширна.
Педагогические
коллективы, специалисты центров системы
социального обеспечения на накануне
летней оздоровительной кампании
разрабатывают инновационные проекты
программ летнего отдыха, занятости
детей и подростков.
В период летних
каникул 2012 года была организована
деятельность 14 лагерей дневного
пребывания. Для функционирования этих
лагерей направлено 869, 400 тысячи рублей
на организацию питания 592 детей.
Используются
также и малозатратные формы организации
отдыха - палаточные лагеря (4 /39человек),
экспедиции, сборы, походы и экскурсии.
Наряду с традиционными формами летнего
досуга и трудовых дел популярной стала
временная занятость школьников с оплатой
труда. Многие подростки стремятся
совместить отдых с работой. В июне-августе
2012 года через «Центр занятости населения»
трудоустроено 183 подростка. Но несмотря
на достигнутые успехи, остаются
актуальными проблемы внешние:
-окружающий
социум оказывает отрицательное
воздействие на состояние воспитанности
школьников. Отсутствие рабочих мест
привело к тому, что молодежь пьянствует
, ведет аморальный образ жизни, втягивает
в свою среду несовершеннолетних.
- ситуация
нестабильности, неопределенности
порождает у молодежи чувства ущербности,
неверия не способствует формированию
законопослушности.
-значительная
часть семей направляет основные силы
на элементарное выживание.
Внутренние
проблемы:
-недостаточное
владение педагогами современными
воспитательными технологиями;
-отсутствие
устойчивых традиций толерантности
взаимоотношений, семейного воспитания,
здоровьесбережения;
-достаточно
слабая финансовая и материально-техническая
база образовательных учреждений
Ононского района для организации
воспитательной работы с детьми и
подростками;
-недостаточная
эффективность механизмов и форм
государственно-общественного управления
и социального партнерства в организации
воспитания, открытость воспитательных
систем всех уровней;
-недостаточная
эффективность мониторинговых механизмов
в управлении качеством воспитания на
всех уровнях муниципальной воспитательной
системы. Чтобы вывести воспитательную
систему на качественно новый уровень
предлагается:
- более рационально
использовать имеющийся потенциал;
-повышать
профессиональную компетентность
воспитателей;
- продолжить
освоение новых технологий как в самом
воспитательном процессе, так и в
управлении им;
-для достижения
значимого влияния на результирующую
линию воспитания руководители, педагоги
обязаны выступить инициаторами включения
представителей всех отраслей
социокульттурной сферы (медицины,
культуры, участкового, социального
педагога поселения, комиссий различного
уровня, родительской общественности)
в работу по оздоровлению обстановки в
социуме.
Кадры
системы образования
В системе
образования района работает 250 человека,
имеют высшую квалификационную категорию
– 11 человек ( 4,4 %), первую - 85 человек (34
%), вторую 66 человек (26,4 %) без категории
88 человека (35,2%). Кадровое обеспечение
системы образования района составляет
99%. Педагогических кадров пенсионного
возраста – 48 человек (19.2%), педагогов
мужчин – 18 человек (7,2 %), молодых
специалистов – 33 человек (13,2%). Руководящий
состав обновился на 23 %.
Основные
проблемы и направления развития
муниципальной системы образования.
Анализ
состояния образования муниципального
района «Ононский район» позволяет
сделать вывод о ее динамичном развитии,
определить основные проблемы и наметить
ключевые направления для дальнейшего
развития.
Проблемы:
- переход
на новые ФГОС требуют модернизации
материально – технической базы;
-
метериально - техническая база остается
крайне недостаточной: каждое второе
образовательное учреждение нуждается
в капитальном ремонте;
-
недостаточно высокий образовательный
ценз педагогических кадров:
- старение
педагогических кадров;
- слабая
мотивация педагогических коллективов
на достижение качественных образовательных
результатов;
-
очередность в ДОУ, крайняя недостаточность
учреждений дошкольного образования.
Основные
направления деятельности муниципальной
системы образования на 2012 год и дальнейшую
перспективу:
Дальнейшее
развитие системы образования муниципального
района, в т.ч. за счет реализации
направлений национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа»;
-
продолжение работы по повышению
профессиональной компетентности
педагогических работников, вовлечению
молодых педагогов в инновационную и
опытно-экспериментальную педагогическую
деятельность;
-
продолжение работы по разработке и
внедрения моделей дошкольного образования,
обеспечивающих доступность населению
качественных услуг, включая использование
новых альтернативных форм дошкольного
образования;
- создание
условий для безопасного пребывания
учащихся и воспитанников в образовательных
учреждениях;
-
совершенствование работы с детьми,
имеющими ограниченные возможности,
включая их в систему дополнительного
образования и неурочной деятельности.
|